Виртуальный музей
МАОУ "СОШ №1" г. Заводоуковск
Главная | Экскурсия 6 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Исследовательская работа «Старообрядчество Заводоуковского края и Колмаковы».


      В 2012 году отмечается 140 лет со дня рождения  нашего земляка Кирьяка Степановича Колмакова. Вклад его семьи в историю нашего края изучен историками Ялуторовского и Заводоуковского краеведческих музеев.  Остается малоизученным вопрос о связи семьи Колмаковых со старообрядческими  общинами и степени влияния последних на деятельность предпринимателей. Автора работы также заинтересовал вопрос об истории появления старообрядчества в Сибири.

Цель работы:  Изучить историю появления старообрядчества в Сибири и установить связь между  старообрядческим движением и деятельностью предпринимателей Колмаковых.

         Задачи:

1.Изучить историю  появления старообрядчества в Сибири.

2. Познакомиться с традициями и обрядами старообрядцев.

3. Выявить степень влияния старообрядчества на деятельность Колмаковых.

старообрядчества Сибири, его особенностях.

17 в. - «бунташный век»-время утверждения новой династии Романовых,которая стремилась укрепить свою власть путем проведения различных реформ. Одной из  них стала реформа церкви, проводимая патриархом Никоном в период царствования Алексея Михайловича Романова  во второй половине XVII столетия. Патриарх Никон вступил на московский патриарший престол в 1652 году и задумал переделать русскую церковь на новый лад: ввести в ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой. Для этого он начал  вводить в русскую церковь новые обряды, богослужебные книг, что  послужило причиной церковного раскола. Последователей  Никона  народ стал называть «никонианами», или новообрядцами. Сами же последователи Никона  своих противников стали звать «раскольниками»,  свалив на них всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем, не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.


        Как же появились старообрядцы на территории Сибири? Почему их часто называют кержаками и двоеданами?

В  официальных  бумагах ХIX века часто встречается слово «кержак». Так в  те годы называли сибиряков – старообрядцев, чтобы отличить их от православных.  Причина  в том, что появились у нас старообрядцы после  разгромом  скитов  по реке Керженец (левый приток Волги) в начале XVIII века.  Часть бежавших  оттуда оказалась в  Сибири. Отсюда и произошло название кержаки.  Под  этим  именем  старообрядцы известны в  Западной Сибири, где проживают  на территории Тюменской, Омской, Томской областей. 

Другое название старообрядцев – «двоедане», связано с тем, что Пётр I повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью» и до 1782 года старообрядцы платили двойную подать. «Двоедане» как народное название старообрядцев сохранилось и позже, от него произошло одно из значений слова «двоеданить»: придерживаться раскола скрытно.


Каковы же особенности богослужения старообрядчества?

Верность прежним правилам касалась написания Символа веры,  имени Иисус (Iсус вместо нового греческого написанияIисус),  поклонения восьмиконечному кресту, который полностью соответствовал кресту, на котором был распят Христос. В ходе реформы Никона двуперстие заменилось Троеперстием. Старообрядцы же настаивали на благочестии, древности и истинности двуперстия. Особым было мнение старообрядцев и по поводу поклонов, производимых во время богослужения. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы, собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва.[2]

Особое распространение в среде старообрядцев получили медные  иконы. Раскольники считали, что литьё обладает  большей благодатью, чем писаные образа. Литые складни и кресты использовались в  обрядах, сопровождающих  рождение и первые годы жизни ребёнка: при крещении образком  освящалась вода в  купели, крест-распятие клали в  колыбель младенцу, что связано с  традиционными представлениями о кресте как обереге. В  свадебной обрядности складни, образа было принято давать в  приданое; в  ряде случаев даже разбирали складни, чтобы дочь унесла часть благодати с собой в дом мужа. Обязательным было наличие литья в похоронной обрядности: в момент положения тела в гроб, при поминании умерших. Литые образки и кресты врезались в намогильные памятники, Литые иконы, складни, кресты используются для освящения воды во время церковных праздников. [5]


       В Сибири четкой грани между старообрядцами и православными не было.Многие крестьяне, не замеченные в расколе,крестились двуперстно, старообрядцы же посещали православные храмы,принимали в своих домах священников,крестились по православному обряду.Среди крестьян-старообрядцев  бытовало убеждение, что на худой конец,чтобы избежать преследований, можно сходить на исповедь к никонианскомупопу, но следует при этом всячески избегать причащения. Более того,можно даже причаститься, но, удерживая во рту «святые дары»,стараться потом незаметно выплюнуть их. Крестьяне с. Пышменского Тюменского заказа прорубили в полу церкви специальную дыру близ большого креста с тем, чтобы во время поклонов перед ним удобнее было выплюнуть причастие. Но это было весьма рискованным делом. По христианским убеждениям «святые дары» на литургии превращались в кровь и плоть самого Иисуса Христа, и надругательство над ним считалось неслыханным богохульством, заслуживающим казни.[2]

        Старообрядцы, как суровые ревнители древнего благочестия, всегда предпочитали мирским развлечениям  созидательный труд. Поэтому старообрядческие поселения традиционно отличались особой добротностью и зажиточностью, а из самих старообрядцев получались предприимчивые и богатые коммерсанты, среди них - наши земляки, купцы первой гильдии Колмаковы. Семья Колмаковых  владела мукомольным, салотопенным, пряничным, крахмально-паточным производствами.  Колмаковская мельница выпускала муку 5 сортов, 48 тонн в сутки. Продукция салотопенного завода Колмаковых завоевала бронзовую медаль Всероссийской  Нижегородской выставки (1896 год).  Сливочное масло, изготавливаемое заводоуковскими предпринимателями,  сбывалось даже в Турции. К концу XIX века братья стали владельцами небольшой пароходной  флотилии в  Обь-Иртышском  бассейне. Их пароходы назывались «Ялуторовец», «Ук», «Василий», «Наследница», «Помощник наследницы». Крупчатка, мука, крупы, патока, сало, пряники, мыло, свечи – все это производилось на уковских заводах и огромной мельнице, оснащенной по последнему слову техники. Оборудование мельницы подробно описано в энциклопедии «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества». Производство на мельнице было полностью автоматизировано, сама шестиэтажная бревенчатая конструкция слыла инженерным чудом и рухнула в 1947 году по недосмотру технического персонала, а вовсе не из-за собственной ветхости. Уковское хозяйство включало заводы по производству пряников и мыла, кирпичное здание общественной столовой, больницу с аптекой и фельдшером.[4]

Занимались Колмаковы и пароходным транспортом, они владели в Тюмени пакгаузами, двумя буксирными пароходами, пятью баржами.

Бизнес развивался так успешно, что уже в 1880-е годы фирма перенесла главное представительство в Тюмень. На перекрестке улиц Царской и Голицынской построили особняк. Первый этаж арендовали под магазин купцы Колокольниковы, на втором были жилые и административные помещения хозяев дома. Рядом, во флигеле, расположилась контора торгово-промышленного товарищества Колмаковых, тут же были конюшни и склады. Постройки настолько добротные и красивые, что сегодня в складах открылся ресторан «Склад № 1», а во флигеле вот-вот появится литературный музей. В усадьбе устроили деревянную мостовую – дорожки.[3]

Среди историков, изучающих биографию Колмаковых, утвердилась версия о том, что предприятие Колмаковых начиналось как способ обеспечить потребности растущего раскольничьего скита в Заводоуковском районе, около заимки Василия Колмакова.[4]В Заводоуковском музее имеются сведения  о связи Колмаковых с раскольниками: «Упорная шла молва, что в лесной Заводоуковской даче, верстах в 10 от заимки Колмаковых, где-то в  стороне от большой дороги, в  глухом  лесу находится раскольничий скит…говорили, что местные власти не раз  делали…попытки к  отысканию этого гнезда «древнего благочестия», но почему-то всегда не имели успехов, и братья Колмаковы спокойно и деятельно вели пропаганду раскола…». В этом  скиту хранилось самое ценное для старообрядцев – иконы древнего письма и книги «В правой стороне комнаты устроена полка с  занавеской, вся уставленная книгами. Здесь был полный круг  богослужебных  книг, частью печатных, частью рукописных».[1] О связи Колмаковых со старообрядцами свидетельствуют и фотографии из семейного архива.О том,  насколько ценили старообрядцы свои реликвии, свидетельствует такой факт: один из купцов, Григорий  Васильевич Колмаков, трагически погиб, сгорел «во время пожара от поджога на заимке по несчастному случаю». Он выносил из горящего господского дома старообрядческие книги богатейшей семейной  библиотеки.   [6]

Пообщавшись с работниками краеведческого музея, я так же узнала, что район Глазуново раньше  являлся деревней Звездочетово, где располагался мужской общежительский скит.Сегодня в Заводоуковске от культовых мест прежних старообрядцев сохранилось лишь кладбище в районе ГИБДД. Судя по фотографии,видно, что могилы ухожены, постоянно посещаются родственниками.


Подводя итог, можно сделать выводы:

·         Появление старообрядчества связано с реформами церкви патриарха Никона в середине 17 века. В начале 18 века старообрядцы появляются в Сибири, называемые кержаками.

·          Основными отличиями старообрядцев от «новообрядцев» были: написание  имени Иисуса,  поклонения восьмиконечному кресту, использование двуперстия, поклонов и иных обрядов.

·         Особыми качествами старообрядцев был трудолюбие и отказ от мирских развлечений.

·         Воспитание в семье Колмаковых, полученное в традициях старообрядчества, а также стремление обеспечить необходимым жителей скитов стало одним из факторов успешной  предпринимательской деятельности.

Автор - Бакина Кристина, ученица 10 «А» класса МАОУ «СОШ №1»

Поиск

Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Полезные ресурсы
  • МАОУ "СОШ №1"


  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz