Виртуальный музей
МАОУ "СОШ №1" г. Заводоуковск
Главная | Вклад Заводоуковска в борьбу с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны | Регистрация | Вход
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Вклад Заводоуковска в борьбу с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны

Ваймер Анастасия Евгеньевна, Шивакова Елена Владимировна

В 2014 - 2015 годах жители Заводоуковска стали участниками патриотической акции «Согретые Сибирью», посвященной сохранению памяти подвига сибиряков, приютивших в годы Великой Отечественной войны детей, эвакуированных из прифронтовых городов. В библиотеке средней школы № 1 оказалась книга, рассказывающая о судьбах эвакуированных детей. Внимательное изучение страниц, посвященных Заводоуковску, подтолкнуло автора к более подробному изучению вопроса о роли наших земляков в деле борьбы с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны. Упоминание о спорности вопроса нахождения в самом городе (в то время – рабочем поселке) детского дома определило цель нашего исследования: поиск и анализ исторических источников, позволяющих определить вклад жителей Заводоуковска в борьбу с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Установить и изучить источники по истории детского дома № 27, содержащиеся в фондах Заводоуковского краеведческого музея и личных архивах жителей Заводоуковска.
  2. Осуществить поиск новых источников, позволяющих подтвердить наличие в Заводоуковске учреждений, решающих проблему детской беспризорности.
  3. Оценить роль Заводоуковска в деле борьбы с детской беспризорностью в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: Выгодные географическое положение и природные условия заводоуковского поселка превращали его в удобное место эвакуации детских учреждений в годы Великой Отечественной войны.

Объект исследования: реализация государственной политики по борьбе с детской беспризорностью на территории рабочего поселка Заводоуковский в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: организация работы детских учреждений, эвакуированных в рабочий поселок Заводоуковский в годы Великой Отечественной войны.

Методы исследования: беседа, наблюдение, описание, сравнительный анализ, систематизация.

Изученная в ходе исследования литература показывает, что с начала Великой Отечественной войны особый государственный статус был придан работе по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью [1]. Причины возникновения проблемы детской беспризорностью вполне понятны. В годы Великой Отечественной войны в связи с уходом большей части мужского населения в Армию, занятостью родителей на производстве, сокращением в ряде мест сети детских учреждений и прекращением обучения и культурного обслуживания детей, большое количество детей школьного и дошкольного возраста лишилось повседневного надзора со стороны родителей и педагогического персонала учебных заведений. Проводя значительное время на улицах, рынках, у зрелищных предприятий, они вели безнадзорный и беспризорный образ жизни. Массовая эвакуация также приводила к росту детской беспризорности и безнадзорности, так многие дети потеряли своих родителей. Этот контингент составлял не менее 25% из общего числа поступающих в приемники-распределители [2]. Не меньший процент составляло и количество осиротевших детей. Кроме того, тяжелые материально-бытовые условия военного времени толкали часть детей уходить от родителей и вести самостоятельный, бездомный образ жизни.

С целью борьбы с детской беспризорностью в июне 1941 года стали появляться детские дома в Западной Сибири, где жили, учились и воспитывались дети с оккупированных территорий. На территории Омской области, в состав которой до 14 августа 1944 года входила Тюменская область, число детских домов в 1941 г. составляло 48, а количество интернатов – 114 [3]. По состоянию на 1 октября 1943 г. на территории Омской области оставалось 74 детских интерната с числом детей 7655 (из них 5708 – школьников и 1947 – дошкольников) [4].  (Приложение I). В Омскую область эвакуировались детские дома из различных регионов, в том числе - из Ленинграда, Москвы, Запорожья.  Несколько детских домов были размещены на территории современного Заводоуковского района [5, 155].

В работах местных краеведов подробно изучена история детского дома в с.Лыбаево. Менее известны судьбы других учреждений, таких как московский детский комбинат Наркомпищеторга, интернат №168, детский дом № 27.

В Отчете о состоянии работы детдомов, эвакуированных в Омскую область от 1 ноября 1941 года [6], описывается состояние прибывшего в Заводоуковск детского комбината Наркомпищеторга, обследование которого проводилось дважды: в октябре 1941 г. - представителями областного комитета ВЛКСМ, в ноябре 1941 г. - представителями областного отдела народного образования.  В отпечатанном на машинке тексте отчета сохранились сведения о состоянии помещения, выделенного под детский комбинат: «В Заводоуковске помещение представлено удобное, светлое, но оно с самого начала нерационально используется: нижний этаж заняли под квартиры сотрудников, сгрудив всех детей школьников и дошкольников в один этаж. В данное время низ здания освобождается, но он нуждается в ремонте. Ремонт до сих пор не начат, несмотря на то, что весь материал для ремонта есть…» (Приложение II). Сопоставив данный текст с уже известной информацией о том, что осенью 1941 года около 40 прибывших в Заводоуковск детей «остановились в недостроенной средней школе (современное здание агротехникума г.Заводоуковска)» [7, 200] и упоминание о директоре школы-интерната Г.А.Азерской  [7, 206], можно предположить, что именно в здании современного агротехникума и расположился эвакуированный детский комбинат Наркомпищеторга,

В тексте отчета описываются трудности воспитательной работы, с которыми столкнулись сотрудники учреждения: оторванные от родителей, родственников, привычного уклада столицы, дети с трудом привыкали к новым условиям жизни. Общая растерянность начала войны, ожидание скорой победы – все это осложняло как работу воспитателей, так и адаптацию детей. Отсюда резкие строки октябрьского отчета: «дети не заняты трудом, дисциплина среди школьников низка, воспитатели не пользовались авторитетом. Дело доходило до «ночных бунтов» детей. Со стороны работников отношение неравное, то ругают «гитлеровцами», то слащаво ласкают». Уже в ноябре ситуация несколько изменилась: «…ребята привлечены к колке и переноске дров, глаженью белья, чистке картофеля…», «есть попытки нарушить изолированность детского коллектива: устанавливается более тесная связь со школой, организуется обслуживание госпиталя детской художественной самодеятельностью».  Сохраняются трудности адаптации к провинциальной жизни: при попытке «вовлечь детей в участие в уборочной… организовать как следует не сумели, дети работали плохо, не чувствовали ответственности за работу, до сих пор не изжито у детей столичное чванство «мы- москвичи». В условиях начала войны, всеобщей мобилизации стара пытается не просто сохранить жизнь каждого ребенка, но и воспитывать достойных своих отцов советских патриотов. Поэтому так жестки следующие слова: «Дисциплина по - прежнему скверная, при чем не только у старших ребят, но и у дошколят, которые ругаются нецензурными словами. Кружковая работа не развернута. Единственный кружок автотракторного дела свертывает свою работу (Сначала в нем участвовало 12 человек, а сейчас 4). Интересы детей не направляются.   В связи с этим у старших девочек увлечение летчиками (учащимися в эвакуированной школы ВВС). Директор комбината Г.А.Азерская, с работой не справляется, но НПП (наркомат пищевой промышленности?) настаивает на оставлении ее на этой работе» [8]. Далее называется одна из причин, возникших в интернате трудностей: отсутствие согласованности в работе районных комитетов ВКП(б), на границе которых находился данный интернат: Ново - Заимский и Ялуторовский.

            В 1943 году из-за бытовых трудностей, непригодности предоставленных помещений и проблем с топливом и водой в Полтавском районе Омской области детский интернат № 168 был перемещен в Заводоуковск [9]. (Приложение III). Число детей на 1 января 1944 г. – 119, из них мальчиков – 54, девочек – 65 [9]. Омский исторический архив располагает отчетом директора интерната за второе полугодие 1943 года. Написанный ручкой на тридцати листах школьной тетради, документ содержит сведения о бытовых условиях, воспитательной работе, деятельности мастерских и подсобного хозяйства, об отношения с организациями и предприятиями Заводоуковска. 

 «Интернат № 168 в настоящее время находится в Ялуторовском районе, куда он прибыл полностью только 1 ноября 1943 года. Переброска интерната в столь позднее время во многом отношении обусловило его работу, значительно усложнив ее вследствие непредвиденных трудностей, которые и на сей день остаются еще не окончательно разрешенными. В Заводоуковске … интернат занимает здание новой средней школы. Прежде всего необходимо отметить, что здание это требует отделочного ремонта: засыпки потолков, выправления стен, местами выгнувшихся внутрь, оштукатуривания, подгонки дверей и рам, переделки ряда печей, остекления, не считая других более мелких работ. Во-вторых, необходимо выселение из левого крыла здания всех посторонних жильцов, которые занимают значительную часть здания, что является большим неудобством для интерната. Само по себе здание новое, светлое, удобное, но в настоящее время холодноватое и требует для своего отопления много топлива, что вызывает пережог его, вызываемый необходимостью поддержки нормальной температуры.». Описанные условия проживания позволяют предположить, что речь идет или о здании Агротехникума, но ни разу не упоминается то, что оно двухэтажное, или это здание, расположенное в залинейной части Заводоуковска, построенное накануне войны.

Среди бытовых трудностей воспитанников интерната можно выделить следующие: отсутствие света («особенно в долгие зимние вечера»), изношенность одежды и постельного белья («дети в эвакуации уже три года, за эти три года износили все, выросли из всего»), недостаток мебели («острая нужда во всем необходимом: столы, скамейки, стулья, табуреты»), проблема санитарии и гигиены – борьба с педикулезом, обеспечение дополнительного питания для ослабленных детей (масло, сахар, белый хлеб, манная каша), отсутствие тетрадей ( 1 тетрадь на человека) и учебников ( на 22 человека – 1 учебник истории, 1 – химии, 2 – географии). Сравнивая условия быта детских учреждений 1941 и 1943 гг. можно выявить тенденцию к большей самостоятельности воспитанников, более ответственному отношению к труду и понимания его значимости. Так, согласно отчету, многие бытовые вопросы интерната решаются усилиями самих воспитанников: изготовление мебели, пошив белья, заготовка дров, работа по самообслуживанию в здании интерната. Отчет содержит сведения о воспитанниках швейной мастерской: Семунина Рената, Андреева Валентина, Варламова Клара, Никофорова Тамара, Герасимова Людмила, Гурова Надежда, Фомичева Маргарита, Мозжухина Анна, Никалаюк Лариса, Максимова Галина, Соловьева Тамара, Романова Римма. Всего 12 человек, чьими руками за период второго полугодия пошиты различные изделия: брюки - 45 штук, зимние пальто – 3 штуки, простыни – 101 и пр. (Приложение IV). Согласно отчету о подсобном хозяйстве, интернат самостоятельно обеспечивал себя овощами и мясом.

Несмотря на трудности переезда, на необходимость первоочередного решения бытовых вопросов, важнейшей задачей деятельности учреждения оставалась учебно-воспитательная. В условиях войны, сосредоточения всех ресурсов страны на организацию перелома в Великой Отечественной войне, страна продолжает выполнять задачу воспитания достойных граждан и патриотов. Большая часть отчета директора интерната посвящена проблемам учебы и воспитания. В связи с отбытием пионервожатого в г.Томск для учебы в вузе «пионеры работают в составе пионерской организации школы, комсомольцы также работают при средней школе Заводоуковска».  Именно отношениям с жителями Заводоуковского поселка посвящены несколько страниц отчета. Обучение детей проводилось в достаточно трудных условиях «Дети учатся в три смены, … последняя возвращается в девять часов вечера». В виду отсутствия в Заводоуковске учреждений культуры большим вкладом в организацию досуга населения вносили воспитанники интерната, чьими усилиями зимой 1943 – 1944 года были организованы несколько концертов в Эвакогоспитале, вечер показа самодеятельности для рабочих служащих в клубе Заводоуковска, в средней школе и «концерт новогодний для Глазуновского колхоза». «Показ самодеятельности детей для населения, бойцов Красной армии и колхозников получил высокую оценку и по идейному содержанию и по оформлению», - пишет в отчете директор интерната. Такое «шефство» ребят над жителями нашей местности было очень своевременно, поскольку «в Заводоуковске нет ни театра, ни кино, ни библиотеки». Поэтому в период нахождения интерната в нашем городе сложилось тесное сотрудничество между местными властями и организациями и руководство интерната. «Интернат выполнял задания поселкового совета, эвакогоспиталя и колхоза в плане проведения агитационных художественных выступлений, оказывал помощь леспромхозу в заготовке березовой чурки для газогенераторных автомашин» и прочее. 

С особой благодарностью директор детского интерната пишет о помощи, оказанной коллективом Заводоуковского леспромхоза, особенно его отдела по лесозаготовкам «Лесзаг»: «Шефом интерната является Лесзаг Заводоуковский (директор товарищ Скачков). Надо отметить его внимательное отношение к запросам интерната, большинство которых он удовлетворяет, даже не имея на то нарядов. Запросы на топливо, стройматериалы и прочее были им удовлетворены задолго до нарядов и авансов. Была оказана помощь предварительным транспортом для возки хлеба, мяса.  Недавно был отпущены сани.» [10]

Всегда готовы были оказать помощь интернату поселковый и районный советы. Сравнивая отношение к интернату в Пятковском и Ялуторовском районах, директор интерната отмечает «Здесь (в Ялуторовском районе) – внимание, человечность, реальная помощь, там – запугивание, крик, голос администрирования, а иногда и хамство».  (Приложение V)

К сожалению, в найденных документах не имеется списка воспитанников интерната. Но при упоминании деятельности учреждения в различных сферах, затронутых в отчете, называются и фамилии некоторых воспитанников. Кроме девушек швейной мастерской, о которых упоминалось выше, названы имена и фамилии некоторых учащихся: Зверева Лилия; Петроканская, Носов, Носова, Налетова, Горев, Петроканский, Налетов – учащиеся начальной школы; Разиков, Екимов, Александров, Богданов – учащиеся 5 класса; Гуревич – учащийся 6 класса; Ефимова, Игнатова – учащиеся 8-9 классов. (Приложение VI)

            Дальнейшую судьбу детского интерната, перемещенного в Заводоуковск в 1943 году нам установить не удалось. Что стало с его воспитанниками после войны, куда был отправлен интернат позже – темы будущих исследований. Однако полученный материал позволяет составить представление о роли нашего края в важном деле заботы об эвакуированных в Сибирь детях западных областей нашей страны. Местные органы власти и местные жители, которые, несмотря на собственные трудности, смогли найти средства и силы для того, чтоб принять и обогреть воспитанников прибывших детских учреждений. 

Поставив перед собой задачу проанализировать источники по истории  детского дома № 27, нами были изучены материалы местной прессы, исследовательские работы местных краеведов, архивы ветерана Великой Отечественной войны А.М.Вишняковой, работавшей в этом детском доме. Действительно, в трудовой книжке Антонины Марковны имеется запись, подтверждающая ее работу в таком детском доме, который был расформирован 4 марта 1949 года. (Приложение VII) Антониной Марковной переданы в Заводоуковский музей фотография сотрудников этого детского дома и записанные в альбоме воспоминания: «С 8 августа 1946 г. по 4 марта 1949г. Я работала воспитательницей детского дома №27. В начале директором был Лагунов Яков Васильевич, затем Варыгин Николай Яковлевич.» Под фотографией в альбоме записаны имена сотрудников детского дома:  Кащеева Таисья, Некрасова (Вишнякова) А., повар Шипицина, Балыкова Мария, врач Крылова В.Е., завуч Старых Е.Ф., завхоз Силаев П.П., воспитательница Незамаева М.В., учитель Смоленцева Т.М. (Приложение VIII). В фондах заводоуковского краеведческого музея хранятся воспоминания Старых Тамары Александровны, дочери завуча детского дома, позволяющие предположить его местонахождение (в районе Колмаковского парка). Другая жительница Заводоуковска Мерзлякова Эльза Николаевна - дочь директора детского дома Варыгина Николая Яковлевича, сообщила: «Приехали мы сюда в 1947 году. Детский дом был сделан из кирпича, находился он около плотины. … Но я ни разу не ходила туда. Зато к нам домой иногда приходили ребята, воспитанники детского дома. Я запомнила одного из них, кажется его звали Трофим. Он часто приходил к отцу за советом. А спустя некоторое время, он уехал учиться в Ленинград. Детский дом существовал не долго, а после его расформирования папа устроился работать в школу…»

В процессе поиска новых доказательств существования детского дома № 27 нам пришлось пообщаться с местным батюшкой, который рассказал очень интересную историю: «Возле церкви, где раньше была усадьба Колмаковых, был построен детский дом. Это было 2-х этажное здание, сделанное из красного и белых кирпичей. После его расформирования местные жители эти кирпичи использовали при постройке новой церкви».  (Приложение IX) В местном музее эту историю не подтвердили, показав фотографию предполагаемого детского дома, но рассказанная батюшкой легенда, хранимая местными жителями, очень символична: в фундаменте заводоуковского Свято-Георгиевского храма лежит проверенная временем сила нашего народа, способного в годину страшных испытаний Великой войны  сохранить мужество, силу духа,  способность к милосердию, которые с необычайной силой проявили наши земляки, приняв на себя великую миссию по спасению самого дорогого – детей, эвакуированных из западных регионов страны.

                  Таким образом автор исследования в ходе изучения фондов Заводоуковского краеведческого музея, проведения опроса и изучения личных архивов заводоуковцев - очевидцев деятельности детского дома № 27, установил, факт наличия в Заводоуковске во время Великой Отечественной войны детского дома подтверждается, в основном, словами очевидцев – сотрудников и их детей. Архивы Тюменской и Омской областей не обладают сведениями, подтверждающими этот факт.  Единственными документальными источниками, подтверждающими этот факт, являются запись в трудовой книжке и фотографии   сотрудницы этого учреждения Вишняковой А.М.

В результате поиска архивных документов в Заводоуковском, Тюменском и Омском архивах был установлен факт нахождения в годы Великой Отечественной войны на территории Заводоуковского поселка других детских учреждений: московского детского комбината Наркомпищеторга и ленинградского  детского интерната № 168. Представленные заводоуковской общественности «Отчет о состоянии детдомов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 г.» и «Отчет о работе детского интерната № 168 за 2-е полугодие 1943 г.» станет важным дополнением истории нашего края периода Великой Отечественной войны.

Анализ информации, представленной в разных видах источников, позволил автору оценить вклад Заводоуковка в борьбу с детской беспризорностью в годы войны. Не только близость к железной дороге и выгодные природные условия делали его местом эвакуации детских учреждений. Важнейшим фактором, позволявшим в годы войны принимать на нашей земле эвакуированные детские учреждения, стал человеческий фактор: теплота и отзывчивость местного населения, способность и желание местных органов власти организовать быт и обучение эвакуированных воспитанников. Проблемы, возникающие в организации деятельности данных учреждений (нехватка мебели, одежды, инвентаря, организация процесса воспитания и обучения воспитанников) решались в тесном взаимодействии с местными органами власти и руководителями заводоуковских предприятий. Человечный подход к решению возникающих проблем позволил не только сохранить жизнь и здоровье эвакуированных детей, но и обогатить культурную жизнь нашего края.  

Список литературы

  1. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4340.htm. Дата обращения: 15.07.2016.
  2. Емелин, С.М. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в годы

Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.juvenjust.org/txt/index.php/t1443.html. Дата обращения: 15.07.2016.

  1. Войткевич И.Н. Опыт решения проблемы детской беспризорности на территории Омской области в 1941 – 1945 годы. – Фундаментальные исследования, 2013, № 10. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-resheniya-problemy-detskoy-besprizornosti-na-territorii-omskoy-oblasti-v-1941-1945-gody. Дата обращения: 15.07.2016.
  2. Титульный список детских домов Омской области по состоянию на 01.10.1943 – ф.1272, оп.1, д.294, л.4-5
  3. Ермачкова, Е. П. Деятельность детских домов юга Тюменской области в годы Великой Отечественной войны. - "Сибирь: вклад в победу в Великой Отечественной войне", Всероссийская науч. конф. (5 ; 2011 ; Омск).     Сборник материалов V Всероссийской научной конференции (Омск, 5-6 мая 2011 г.) [Текст] / [гл. ред. Н. А. Томилов]. - Омск : Наука, 2011. – 264. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.oscsbras.ru/upload/files/novosti-biblioteki/Сибирь%20вклад%20впобеду_2011.pdf. Дата обращения: 15.07.2016.
  4. Отчет о состоянии детдомов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 г (БУ ИсА, ф.1272, оп.1, д.185, л. 205-205 об., 207 – 207 об.)
  5. Согретые Сибирью [Текст] / [авт. проекта и гл. ред. Иван Кнапик]. - Тюмень : Тюменский изд. дом, 2012, том 1. - …с.
  6. Отчет о состоянии детдомов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 г (БУ ИсА, ф.1272, оп.1, д.185, л. 205-205 об., 207 – 207 об.)
  7.   Решение Исполкома Омского Облсовета депутатов трудящихся от 3 мая 1943 года «О перемещении Ленинградских интернатов Марьяновского, Оконешниковского и Полтавского районов и Павлоградского Детдома в Ново-Заимский район.- БУ ИсА.
  8. Отчет о работе детского интерната № 168 за 2-е полугодие 1943 г. – БУ ИсА, ф. 1272, оп.1, д.293,л.80-94.

Титульный список детских интернатов на 1 ноября 1943 года

    

Решение Исполкома Омского Облсовета депутатов трудящихся от 3 мая 1943 года «О перемещении Ленинградских интернатов Марьяновского, Оконешниковского и Полтавского районов и Павлоградского Детдома в Ново-Заимский район.- БУ ИсА.

Отчет о состоянии детдомов, эвакуированных в Омскую область, от 1 ноября 1941 г (БУ ИсА, ф.1272, оп.1, д.185, л. 205-205 об., 207 – 207 об.)

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Полезные ресурсы
  • МАОУ "СОШ №1"


  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz