Исследовательская работа «Судьбы немцев в Заводоуковском районе».
В современном обществе особенно актуален вопрос о взаимодействии
людей разных национальностей. Важным фактором успешного развития
многонациональных государств является знание и взаимное уважение представителей
разных национальностей. На территории Заводоуковского городского округа
проживают представители более 30 национальностей, немцы занимают второе место
по численности после русского населения. Возрождается интерес к немецкой
культуре в Тюменской области и Заводоуковском городском округе. Так в 2010 году в
Заводоуковске создано общество российских немцев, основной целью деятельности
которого является сохранение языка и национальной культуры. Автора заинтересовал вопрос о том, как люди немецкой национальности
оказались на территории Заводоуковского района, не являясь, ни коренными
жителями, ни крестьянами, переселившимися в Сибирь в период массового освоения
территории. Изучение исторической
литературы позволило обнаружить
интересный факт: основная информация по данной теме размещена в статьях средств
массовой информации, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий, а в
личных архивах многих семей имеются справки о сроках пребывания под надзором.
Сведения оказались разрозненными, и было принято решение провести собственное исследование, результаты которого представлены в работе.
Появление
немцев в нашем крае связано с трагическими событиями всего российского народа,
а именно – с репрессиями в ходе Великой Отечественной войны. Начало переселению (массовой депортации)
немцев Поволжья в районы Сибири и Казахстана было положено Указом Президиума Верховного
Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья",
вышедшим 28 августа 1941 года в разгар военных действий с фашистской Германией.
В данном указе объясняются причины массового переселения немцев в Сибирь. «По достоверным данным,
полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах
Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по
сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных
немцами Поволжья…В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по
указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами в республике немцев
Поволжья или в прилегающих районах, случится кровопролитие, и Советское
правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные
меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких
нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум
Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население,
проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были
наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в
новых районах…»
Таким
образом, с мест постоянного проживания было сорвано и сослано в районы Омской области более 83
тысяч немцев, из которых в районах нынешней Тюменской области было расселено
около 32 тысяч человек. По-разному складывались
судьбы переселенцев, но всех их объединило общее горе. Жительницы
Заводоуковского района Мария Ниденс и
Лидия Петровна Киммель вспоминают
о том, как началось исполнение указа о переселении: Лидия Петровна Киммель,
которой в 1941 году было лишь пять лет,
так описывает свой путь в Сибирь: «…сначала их,
пятерых ребятишек, посадили вместе с матерью на подводы, запряжённые быками, и
привезли на причал. Затем они долго плыли по Волге на большом пароходе, который
то и дело кренился от переизбытка народа с одной стороны на другую. Наконец
железнодорожная станция. Людей распихали по сколоченным из досок грязным и
холодным вагонам. Раз в день во время остановки двери вагона со скрежетом
открывались, и конвоир швырял на пол «продовольственный паёк» – две большие
рыбины. Две на полсотни человек. Женщины быстренько подбирали их и начинали
делить между семьями. Нам доставалось граммов сто на шесть человек, –
рассказывает Лидия Киммель. – Кто-то ел рыбу сырой, кто-то умудрялся во время
коротких стоянок поезда раздобыть на перроне воды и сварить похлёбку».
Сибирь встретила
переселенцев неласково. Кто-то бежал посмотреть на людей, у которых должны быть
«на голове рога», кому-то вслед неслось обидное: «Фашисты!». Кому-то, среди них
моя прабабушка Мартин Эрна Августовна, повезло – местные жители (чуваши)
оказались добродушными, с пониманием отнеслись к их беде. Одну из групп
ссыльных немцев поселили близ деревни Шиликуль: сначала в здание сельского
совета, затем в домишки и амбары. Ютились, как могли, в одной горнице по
три-четыре семьи. Чтобы дети не умерли с голоду, женщины часто ходили на поля,
перетрясали уже сложенные скирды, добывали зерно и горох. Переселенцы в
основном жили за счёт того, что работали на местное население: весной пахали
огороды, летом их обрабатывали, затем собирали урожай. О своём хозяйстве никто
из них и не помышлял: все верили, что рано или поздно вернутся назад, на Волгу.
Положение немцев усугубило
распоряжение Государственного комитета обороны СССР об обязательном привлечении данного контингента «для
работы в промышленности или
строительстве» от 10 января 1942 года. В результате чего немцев стали
привлекать на тяжелые работы на валке леса, строительстве дорог в составе «рабочих колонн», в народе называемых
«трудармией».
Война закончилась, но положение
переселенцев не улучшилось. В январе
1945 года вводится особый режим комендатуры НКВД с задачей продления
принудительного труда. Спецпереселенцы надолго расстались с надеждой вернуться
на прежние места жительства. Без разрешения нельзя было даже временно покинуть
район расселения. Нарушителей ждали 20 лет тюрьмы. Такое же наказание предусматривалось за переход через реку Ук, так
как по ней проходила граница между
Ялуторовским и Новозаимским районами. Лишь спустя десять лет режим комендатуры
был отменен, после чего немцы могли получать паспорта и переезжать в другие
регионы СССР, но республика немцев Поволжья восстановлена так и не была. Немцев
принудили дать расписки, что они никогда не будут претендовать на возвращение
имущества, конфискованного в 1941-м году. Тем не менее, началась волна
добровольного переселения: одни ехали поближе к родственникам, другие вернулись
в европейскую часть Советского Союза. Чувства, которые были в душе каждого
переселенца, переданы в одном из стихотворений, автор которого был
непосредственным участником этих событий:
Из ссылки
Душа
стремится к милым берегам
Любимой Волги - родины моей,
К ручью, к долине и к родным холмам
Залитым
блеском солнечных лучей.
Те десять лет в Сибирском поселенье
Не потушили жар в моей груди!
Никто не в силах вытравить стремлений
К свободе, к счастью здесь в глуши...
Я твердо верю: настанет час свободный,
Когда для нас, изгнанников войны,
Родная власть найдет исход возможный
И наши с вами встретятся пути.
И заживем мы счастливо на Волге,
Как жили мы до августовских дней
И потрудимся с вами в школе долго
На благо Родины, на счастие детей...
Прошли годы. Часть
переселенцев осталась на сибирской земле. Многие создали семьи с
представителями местного населения, на Заводоуковской земле продолжают
трудиться их дети и внуки, которые до сегодняшнего дня сохраняют традиции своих
предков. Наиболее
известны песенные, хореографические традиции немцев, с которыми можно
познакомиться во время проведения дней немецкой
культуры, на которые съезжаются гости из Тюменского, Армизонского, Ишимского,
Омутинского и других районов. На концертных площадках звучат немецкие народные
песни, стихи Генриха Гейне. В 2011 году на базе Дома культуры МАУК ЗГО
«Заводоуковский культурно-досуговый центр» начал свою творческую деятельность
вокальный ансамбль «Edelweis» (в переводе цветок), руководитель А. Наконечный.
Коллектив участвует в различных мероприятиях. В июне 2011 года вокальный
ансамбль «Edelweis» стал Дипломантам III степени на районном фестивале
самодеятельного народного творчества «Майские россыпи». За большой вклад в
развитие и сохранение немецкого языка, немецкой культуры национальных традиций
и национальной самобытности, коллективу вручена благодарность Региональной
национально-культурной автономии Российских немцев Тюменской области.
Среди важнейших традиций немецкого
населения особо выделяются религиозные. Свобода вероисповедания была основной
льготой немецких переселенцев еще в годы войны. Но она предоставлялась таким
образом, чтобы не ущемлять интересы православной церкви. Строительство зданий
церквей и содержание необходимого количества патеров и пасторов разрешалось
только в тех местах, где иностранцы селились колониями, т.е. преимущественно
одной веры. На колонистов, расселенных в российских городах, такие привилегии
данным правилом не распространялись. Несмотря на все
эти ограничения, вера помогла немцам сохранить
свое единство, самобытность, культуру и национальное родство. Сначала
заводоуковские поселенцы собирались по домам, позже построили католическую
церковь(дата)(приложение №…). По моему собственному впечатлению, церковь
выглядит достаточно скромной, причину чего местные прихожане объясняют отсутствием денег. Репрессированные немцы
сами собирали деньги на свечи, электричество, воду. Автора удивило то, что
молятся прихожане не на иконы, как говорят сами немцы: «У нас прямой контакт с богом, зачем нам
иконы?!». В немецкой церкви проводятся те же обряды, что и в православной:
венчание, крещение и т.д.
В быту и повседневной жизни
немецкого населения сохраняются народные традиции и обычаи. Одним из них
является, отмечаемый немцами по сей
день, праздник немецкого Рождества или
Винная ночь. Празднование похоже на православное, но
с разницей в дате: Рождество отмечается
25 декабря. Праздник сопровождается немецкой речью, немецкими кулинарными
блюдами: гусь с яблоками, свинина с квашеной капустой, сыр и многое другое. Этот праздник символизирует возможность
искупить грехи, очиститься и одуматься! Рождество - это Святая ночь. Немцы -
народ очень религиозный и к святому празднику относятся основательно: украшают
церковь и дом венками из еловых лап; главный венок вешается на входную дверь,
зажигают свечи, совместно с детьми украшается рождественская елка. На рождество
собирается вся семья, навещаются бабушки и дедушки или родители, которых могли
не видеть целый год. После рождества немцы
празднуют Новый год. Если Рождество- это семейный праздник, то Новый же год
отмечают с друзьями, шумно и весело!
Подводя
итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
1. Появление
немцев в нашем крае связано с реализацией Указа Президиума Верховного Совета
СССР "О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья", вышедшим
28 августа 1941 года в разгар военных действий с фашистской Германией.
2. Пережив
трудности насильственного переселения, представители немецкого народа смогли
наладить тесные контакты с местным населением и стать частью многонационального
населения Заводоуковского городского округа.
3. Вкладывая
свои силы в развитие нашего края, немцы сохранили свою самобытность и духовное
единство благодаря деятельности католической церкви, коллективов художественной
самодеятельности и семейным традициям.
4. Работа над данной темой показала существование многих не
изученных, а значит не сохраненных для будущего, вопросов: история католической
церкви, связь немцев со своей первоначальной родиной, становление и развития современных
национальных немецких коллективов.
Автор
- Носова Олеся, ученица 10 «Б» класса МАОУ «СОШ №1»
Приложение:
Мемориальный
знак в память о жертвах политических репрессий 1937 - 1938 гг.
г.
Тюмень, ул. Семакова, 18 (на месте бывшего здания НКВД)
Дата
открытия: 30 октября 2001 г.Надпись: "Здесь в
1937-1938 годах проводились массовые расстрелы безвинных… Никогда больше".
Из личного архива Мартин Эрны Августовны
Празднование
немецкого рождества